Запросы в Генпрокуратуру и Счетную палату депутат Валерий Гартунг направил в начале июня. Вопросы у него вызвало решение департамента природопользования вернуть в марте 2015 года НПЗ в Капотне почти 1,4 млрд руб., которые завод до этого перечислил как сбор за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в 2012, 2013 и 2014 годах. Выплаты за НВОС обязательны для всех предприятий с опасным для окружающей среды производством.
Как пояснили «Ъ» в департаменте природопользования, заводу таким образом возместили средства, которые были им направлены на выполнение природоохранных мероприятий. На Московском НПЗ «Ъ» заявляют, что завод потратил за последние годы свыше 12 млрд руб. на реализацию природоохранных мероприятий, поэтому воспользовался возможностью корректировки платежа за НВОС. На заводе подчеркивают, что на НПЗ построили закрытые механические очистные сооружения, ликвидировали вредные накопления прошлых лет, а также внедрили «уникальную для нефтеперерабатывающих предприятий России» автоматизированную систему мониторинга воздействия на атмосферный воздух.
Изначально информация о возврате заводу платежа за НВОС поступила на горячую линию интернет-портала «Нет коррупции» правозащитника Владимира Осечкина, который сообщил об этом Валерию Гартунгу, попросив того инициировать проверку Генпрокуратуры и Счетной палаты. «К нам обратились чиновники из федерального правительства, которые сообщили о признаках коррупции и хищения средств из государственного бюджета, - рассказал 'Ъ' господин Осечкин.- Проанализировав представленную документацию, мы пришли к выводу, что, перечислив более миллиарда рублей на счета МНПЗ, столичный департамент природопользования нарушил закон. 20% от сбора с завода - это деньги Российской Федерации. Городской департамент не мог и не должен был сам, без согласования с федеральным правительством, решать судьбу 280 млн руб.». «Мне кажется, что региональные власти не могут принимать решение о возврате федеральных средств, которые должны были поступить в казну, - согласен с господином Осечкиным Валерий Гартунг.- Поэтому у меня возникло два вопроса к правоохранительным и надзорным органам. Во-первых, имели ли право чиновники это делать? Во-вторых, обоснован ли столь масштабный возврат средств частному предприятию в принципе?»
В ответе на запрос (документы есть в распоряжении «Ъ») господина Гартунга и. о. начальника управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Генпрокуратуры Александр Русецкий пишет, что надзорное ведомство организовало проверку законности взимания платы за НВОС с Московского НПЗ департаментом природопользования столицы и «по другим вопросам». Когда началась проверка, господин Русецкий не уточняет, но отмечает, что срок ревизии продлен в связи с необходимостью проведения «дополнительных проверочных мероприятий». В ответе Валерию Гартунгу из Счетной палаты, который подписан аудитором Бато-Жаргалом Жамбалнимбуевым, говорится, что вопрос о начале проверки решится в рамках формирования плана работы палаты на 2016 год.
При этом в палате еще до проверки законности взимания платы за НВОС с Московского НПЗ накопились вопросы к работе департамента природопользования Москвы. Дело в том, что проводить перерасчет выплат за НВОС департамент природопользования получил право во втором полугодии 2014 года. Для этого он заключил специальное соглашение с Росприроднадзором, который передал департаменту полномочия администрировать платежи столичных предприятий за НВОС. За Росприроднадзором остались лишь контролирующие функции. В Счетной палате проверили, насколько эффективно городские чиновники исполняют переданные им полномочия, и пришли к выводу, что делают они это неудовлетворительно. Во втором полугодии 2014 года доходы бюджета от выплат за НВОС составили лишь 10% той суммы, которую казна получила за первое полугодие 2014-го, когда за это отвечал Росприроднадзор, указывают в палате.
На Московском НПЗ и в департаменте природопользования Москвы заявляют, что возврат средств был абсолютно законным. «Все мероприятия по корректировке платежа ОАО 'Газпром нефть - МНПЗ' за негативное воздействие на окружающую среду были проведены в строгом соответствии c положениями законов 'Об охране окружающей среды', 'Об отходах производства и потребления', положениями бюджетного законодательства, а также с методическими рекомендациями Минприроды РФ», - заявили «Ъ» на Московском НПЗ. На те же законы, а также на постановление правительства, которое дает право корректировать платежи за НВОС, ссылаются и чиновники. «Корректировка платежа является правом любого природопользователя, а для органа власти, в том числе для департамента природопользования Москвы, осуществление такой корректировки является обязанностью», - заявили «Ъ» в департаменте. При этом в департаменте подтвердили, что, согласно бюджетному законодательству, 20% платежей за НВОС, собираемых в регионе, - это деньги федерального бюджета. Но «решение о корректировке платежа принимается в отношении 100% суммы», заверяют чиновники, и законом особый механизм выплаты платежа частями не предусмотрен. Не согласны в департаменте и с оценкой своей работы со стороны Счетной палаты. Столичные чиновники подчеркивают, что план за 2014 года по доходам в столичный бюджет перевыполнен департаментом на 21% (планировали, что поступит порядка 225 млн руб., а поступило почти 274 млн руб.). О поступлениях в федеральный бюджет, которыми интересуется Счетная палата, они не рассказали.
В Росприроднадзоре «Ъ» отказались комментировать ситуацию вокруг НПЗ в Капотне. В Минприроды «Ъ» заявили, что следят за исполнением федеральных полномочий городскими чиновниками: «В конце года будет проведено совещание с участием представителей Минприроды, Росприроднадзора и столичного департамента природопользования, на котором будет обсуждаться в том числе эффективность исполнения московскими чиновниками переданных полномочий».
Вячеслав Козлов