Резонансные аварии с участием автобусов в этом году в Перми - явление практически еженедельное. Последняя декада августа и начало сентября исключением не стали.
31 августа ранним утром на Комсомольской площади проезжую часть не поделили автобусы 13-го и 19-го маршрутов - в дорожном инциденте пострадала только техника. Во второй половине этого же дня в сводках ДТП снова фигурирует Компрос. На перекрестке с ул. Пушкина столкнулись уже 3 автобуса: №№ 1, 66 и 36. Крупногабаритное трио разбавила легковая иномарка. Ущерб аналогичен утреннему происшествию: покореженный металл, разбитые габариты и… многочасовая пробка в самом центре города.
Гонка за прибылью.
Новая схема движения общественного транспорта, запущенная летом в Перми, похоже, лишь обострила конкуренцию между пассажироперевозчиками. Единая сеть общественного транспорта лишь отчасти сократила количество дублирующих друг друга маршрутов. Но в центре города пути автобусов, троллейбусов и трамваев пересекаются. Рыночный тренд: все стремятся работать в графике, с максимальным пассажиропотоком.
«По договору с департаментом дорог и транспорта мы должны строго соблюдать интервал в движении. Да и план по выручке за каждую смену руководство требует. А от этого и наш доход зависит: зарплату исходя из процентов от продажи билетов начисляют. Так что приходится поторапливаться», - говорит кондуктор одного из популярных пермских автобусных маршрутов Наталья Васильева.
В итоге водители общественного транспорта вольно обращаются с правилами дорожного движения. Типичные нарушения: повороты на перекрестках не из своего ряда, превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу, проезд на запрещающий сигнал светофора.
Пермское ноу-хау.
На карте Перми несколько дорожных участков, где автоинциденты фиксируют с пугающим постоянством. Соликамский тракт и шоссе Космонавтов, Комсомольский проспект и ул. Уральская, Северная и Южная дамбы, бульвар Гагарина и площадь Дружбы. Дорожно-транспортные происшествия с участием автобусов на этих ключевых городских магистралях в этом году особенно часты. Пока усилия правоохранителей купируют проблему лишь отчасти. Дорожные инспекторы в борьбе с водителями-нарушителями в Перми применяют теперь и местное ноу-хау.
«В последнее время активно используется такая форма, как скрытый контроль. Когда сотрудник ГИБДД в гражданской форме следует по маршруту движения автобуса в качестве пассажира и фиксирует все нарушения ПДД, допускаемые водителем. А на конечной остановке привлекает его к ответственности. Для водителя эффект неожиданности: в любой момент его могут наказать в соответствии с законом», - рассказывает начальник пресс-службы ГУ МВД РФ по Пермскому краю Артур Гайнанов.
Снизит ли это аварийность - пока вопрос открытый. Для решения проблем в этой сфере необходим системный подход.
Кстати.
За 8 месяцев этого года ГИБДД г. Перми провела 285 проверок при выпуске ТС на линию. Всего проверили 3380 автобусов. Пресекли 2822 нарушения, допущенных водителями автобусов, из них в 1572 случаях выявили технические неисправности ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ; запретили эксплуатацию 1189 единиц транспортных средств. Что касается грубейших нарушений ПДД, то выявили 4 водителей, управлявших автобусом в состоянии опьянения, 43 нарушения, связанных с выездом на встречную полосу.